Разделы
Главная
  128Книги
Авторы
Оплата и доставка
Партнеры
Анонсы
События
Архив
Прайс-лист
Корзина
Контакты
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Валюта
Выберите тип валюты:
Ирина Сумарокова

 

Фея сирени, целители, позитив...

Ирина Сумарокова. "Большая картина".  М. ,"Арт Хаус медиа", 2009

Эта книга – о художнике «не от мира сего», который изменяет обычное течение жизни, украшает и преображает действительность на благо людям, находящимся в кризисном состоянии. Странный, ничем не примечательный внешне и мало приспособленный к бытовым земным условиям жизни художник Михаил Лишнев становится проводником счастья для неприкаянных, забитых, талантливых и несчастных людей. Он дарит счастье – в этом его призвание, даже если сам он никакого призвания за собой не чувствует.
«Большая картина» местами звучит как поэма скромному герою, который и не подозревает, какую пользу приносит людям, поддерживая своим искусством гармонию мироздания.
Карикатурность окружающего мира преобразуется у него (как через магический кристалл истинного искусства) в гармоничный мир авторской фантазии. Он попросту преобразует улицы города уже одним своим появлением.
Да, художник живет в ужасном месте, в ужасном городе, с ужасными людьми («Справа портило вид невнятное по облику градообразующее предприятие – так называемая мыловарка – и притулившийся к ней местный Институт Прикладной Химии. Еще правее выделялось кронами разномастных деревьев кладбище и прилегающий к нему Парк Городской Культуры. Правую сторону панорамы завершала извилистая до вычурности речка Чертанка, несущая серую сальную жижу – отходы мыловарки. Слева стлались пустыри, бугристые от заросшего травой мусора, перемежающиеся жилыми блоками. А если смотреть прямо, открывался Центр, то есть бульвар Мыловарщиков и Сквер Народной Культуры»), но разве он видит ужас? Нет, наоборот, он его не замечает, он живет в прекрасном месте, он изнутри творит его, украшает, и пишет его на своих картинах. Глядя на этого художника мы забываем о том ужасе, в котором он живет. По принципу: как смотришь – так мир и отзывается на твой взгляд, такой стороной поворачивается.
Это неоднозначная точка зрения, помогающая жить. При чтении книги такой взгляд на вещи просветляет, очищает сознание читателя, – не всё так плохо, как кажется. И то, что кажется, оно кажется таким в зависимости от точки зрения – как именно мы смотрим вокруг, с каким настроением, настроем.
Карикатурная, порой гротескная постсоветская действительность 90-х годов легла под пером И. Сумароковой в рамки юмористически-драматичные, оптимистичные каждой своей строчкой. Причем, действительность эта написана как большая картина, необыкновенно крупными, размашистыми, колоритными и точными мазками.
В «Большой картине» передана атмосфера 90-х годов, когда изо всех щелей и углов вдруг полезли экстрасенсы, целители, заряжающие мази, кремы и воду. Среди всего этого балагана выделяется действительным желанием помочь человечеству с помощью концентратора лунной энергии изобретатель Стрезикозин. Успех Стрезикозина, написанный словно одним щедрым мазком, предваряет развитие главной сюжетной линии. Говорящее пятно на потолке объявляет ему, что грусть и тоска происходят от отсутствия живительных впечатлений. И показывает изобретателю картину, которую тот захотел иметь у себя. Пятно – это своего рода счастливый случай, внутренний голос, которому небезразлична судьба неординарных людей. Потусторонние силы знакомят Стрезикозина с молодой художницей Галиной Омутянской, которая не могла устроиться в жизни иначе,  как пойти в прислуги к богатому знакомому. При покупке художницей картины мы знакомимся впервые с героем всего цикла рассказов – художником Михаилом Лишневым и его другом Саней Резаковым. Резаков – художник-оформитель, пишущий чистыми, светлыми красками энергетические картины, а Лишнев – тонкий художник-романтик, работающий не на потребу публике, а для души. Читатель заметил, что все фамилии, как в водевиле, - "говорящие".
Фея сирени, целители, позитивные картины... Это и смешно, и драматично – где люди пытаются искать выход из таких, казалось бы, тупиковых периодов, как  описываемые в книге 90-е годы, или "нулевые", связанные  с ощущением безвременья и поиском новых ориентиров. Ирония И. Сумароковой побуждает искать творческие выходы из кризиса. Читая ее прозу понимаешь, что жизнь такова, какой ее в данный момент видишь, и, если хочется изменить личную ситуацию к лучшему, нужно для начала попробовать взглянуть на нее иными глазами, лучше всего с положительным настроем.

Ирина Логвинова



Сумарокова Ирина Николаевна
 Окончила МГУ исторический факультет (отделение истории искусств). 
 Автор ряда сценариев научно-популярных фильмов («Центрнаучфильм»). Очерки, посвящённые творчеству русских художников, публиковались в журналах «Творчество», «Детская литература», «Истина и жизнь» и др. Сотрудничала в качестве репортёра по культуре на радиостанции «Свобода» (США, Нью-йоркское отделение). Переводы с английского и болгарского языков публиковались в журналах «Иностранная литература», «Знамя» и др., а так же в составе сборников, выходивших в издательствах «Художественная литература, «Радуга», «Советский писатель» Пьеса «Приключения чародея» положена на музыку и поставлена Тверской Государственной филармонией (2001г.) Проза публиковалась в журналах «Предлог», «Коростель». Член Профессионального комитета Московских литераторов.
 

Версия для печати
© 2009 Арт Хаус Медиа