Разделы
Главная
  127Книги
Авторы
Оплата и доставка
Партнеры
Анонсы
События
Архив
Прайс-лист
Корзина
Контакты
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Валюта
Выберите тип валюты:
Егорий фон Фарбен

Е. фон Фарбен, "Губернский повелитель и другие саратовские небыли", М., "Арт Хаус медиа", 2009

Этот фантастический роман с элементами мистики и русского фольклора предназначен для семейного чтения. 
Сказочник Егорий, попав при содействии Администратора былых событий Варвары Карповны в  Саратов ХIХ века, помогает вернуть из небытия рукопись мистических «небылей» забытого писателя Николая Эльпидифорова.
Есть города, в которых сильны "колдовские силы". По данным Международной ассоциации мистических явлений одним из таких городов является Саратов. Почему именно он? Вы это узнаете, прочитав увлекательный роман "Губернский повелитель".
Книга посвящена уроженцам Саратова актерам Олегу Табакову, Олегу Янковскому, Евгению Миронову.



Игры с нечистью

Мистический Саратов: «былички» и небылицы

Егор фон Фарбен, "Губернский повелитель и другие саратовские небыли", М., "Арт Хаус медиа", 2009, 368 с.

Книга «Губернский повелитель» состоит из рукописей, попавших к рассказчику Егору фон Фарбену при обстоятельствах таинственных. Эти рукописи («небыли») принадлежали перу некоего саратовского писателя XIX века Николая Эльпидифорова. «Небыли» вымышленного писателя вставлены в рамочную конструкцию повествования о путешествиях фон Фарбена из нашего времени в Саратов XIX века. Он встречается с Эльпидифоровым дважды, в годы его детства и юности, при этом с рассказчиком происходят приключения почти детективные. На фоне этих путешествий в прошлое «небыли» мифического писателя выглядят как своего рода «рукопись из бутылки».

Литературный прием «обретенной рукописи» давно известен и хорошо разработан в литературе (Дефо, По и др.). То же касается и авторской характеристики произведения: «небыли». Вспоминаются «былички», литературные сказки с мистическим сюжетом (Одоевский, Гофман), уральские сказы Бажова, таинственные повести Тургенева, фэнтези различной тематики.

В жанровом отношении собранные рассказчиком под одной обложкой фантастические истории, объединенные местом и временем действия, образуют единое и цельное произведение – перед нами, вне всякого сомнения, мистический роман. Сюжеты вставных повестей-«небылей» держат читателя в напряжении, в них есть повторяющиеся герои – жители Саратова, современники Эльпидифорова. По-видимому, многое в этой книге навеяно старинным путеводителем по Саратову 1856 года, упомянутым в эпилоге.

Когда читаешь «Губернский повелитель», создается впечатление, что автор играет с читателем, развертывает перед ним ряд мистификаций. Каждый новый сюжет – своеобразный игровой ход, новый акт единого по замыслу спектакля. Герои романа обладают разными профессиями: актер, художник, портной, часовщик, с каждым случается своя история, но есть у них всех общее – невероятность происходящих событий. Все ситуации, в которые попадают герои «небылей», относятся к разряду необъяснимого, что всегда притягивало внимание людей впечатлительных и суеверных. Всему необычному у Егора фон Фарбена находится объяснение, его версию причины странных событий высказывает персонаж, напоминающий российского Шерлока Холмса, – детектив Ищекин. Но в отличие от английского сыщика, имеющего дело с реальными преступниками и преступлениями, Ищекин разгадывает дела таинственные, мистические, разыскивает преступников порой нематериальных (Ангела Смерти, дриаду-убийцу и т.п). Причем делает он это с неизменным успехом, достойным культуролога, парапсихолога и детектива в одном лице.

Роман «Губернский повелитель» хорош, на наш взгляд, уже тем, что благодаря парадоксальной фантазии его автора (раскроем секрет и расшифруем псевдоним) Игоря Фарбаржевича он невероятно занимателен. Как бы мимоходом Фарбаржевич дает мистическую трактовку исторических фактов (например, рождение Григория Распутина) как нечто обыденное, само собой разумеющееся, описаны моменты, связанные с черной магией и оккультизмом. Зло в романе обусловлено тем, что человек, повинуясь разрушительным греховным страстям, примеривает на себя несвойственную ему роль демиурга, повелителя судеб, и тем самым вступает в контакт с нечистью.

Ирина Логвинова, газета "Ex libris", 11.02.2010


Город мистических явлений

Когда я бываю в Москве, я обязательно нахожу время, чтобы зайти в два любимых моих книжных магазина. Оба они в самом центре столицы, в районе Пушкинской площади. Один называется «Фаланстер» и находится в Малом Гнездниковском переулке. Здесь продается только «умная» литература по очень сходным ценам. И еще очень люблю Книжную Лавку при Литературном институте, что на Большой Бронной. Если в «Фаланстере» есть относительный порядок в размещении литературы, во всяком случае, тематический, то в крохотном помещении Лавки книги навалены кучей вдоль высоко стоящих полок, тоже до самого потолка набитых книгами.

Так вот, разбирая эти книжные завалы, вдруг натыкаюсь на книгу, которая почему-то меня заинтересовала. На переплете название: «Губернский повелитель», а автор - Егор фон Фарбен. Открываю - на титульном листе полное название: «Губернский повелитель и другие Саратовские небыли». Что такое, думаю? Переворачиваю страницу, читаю аннотацию: «Есть города, в которых сильны «колдовские» силы. По результатам Международной Ассоциации Мистических Явлений таким городом является Саратов». Перевожу взгляд на соседнюю страницу, а там посвящение: «Олегу Табакову, Олегу Янковскому, Евгению Миронову - землякам славного города Саратова посвящается». Я даже почувствовал озноб и легкое волнение. Кто таков этот Егор фон Фарбен? Явно псевдоним, но Лев Гурский пишет под совсем иной фамилией, Алеше Слаповскому этот самый псевдоним и вовсе не нужен. А кто же это у нас в городе так веселится? Может быть, Владимир Глейзер, известный мистификатор? Тоже не похоже. Издана книга в 2009 году в Москве, издательством мне совершенно не знакомым - «Арт Хаус медиа» называется. Тираж всего 650 экземпляров. В полной растерянности открываю выходные данные и запутываюсь окончательно: там написано, что автор книги - некто Игорь Давыдович Фарбаржевич.

Наконец, догадываюсь заглянуть на последнюю страницу обложки, где обычно публикуются дополнительные сведения об авторе. Мне сообщают, что Егор фон Фарбен родился в 1946 году в Москве в семье обрусевшего немца. После школы вместе с родителями переехал в Германию, окончил филологический факультет. Он автор более сотен (так!) статей и десятка книг о мистицизме, почетный член университетов Европы и Америки, к тому же еще и консультант мистических фильмов в Голливуде. И далее, совершенно в духе нашего современного суетливого книгоиздательства, следует феноменальная фраза: «По оценкам Европейского Фонда Мистических исследований, Егорий (!) фон Фарбен «...является одним из лучшим продолжателем творческого направления В.Ф.Одоевского и Э.Т.А.Гофмана, но на стыке национальных традиций».
 
После этого я развеселился, вздохнул свободнее и решил эту книгу все же купить - как-никак раритет. Вечером сел в родной семнадцатый поезд и сразу начал читать. А поскольку сплю я в поездах плохо, вернее, никак не сплю, где-то к Мичуринску я прочел всю книгу от начала до конца. Почему-то я был уверен, что меня ожидает нечто сатирическое про наших «губернских повелителей», что-нибудь салтыково-щедринское, а оказалось - мистические сказки с чертями, оборотнями, домовыми, русалками и прочими атрибутами русского «готического романа», которые действительно иногда встречаются где-то «на стыке национальных традиций». Но написано симпатично, хорошим языком и, главное, с подробной топографией Саратова конца XIX века: тут тебе и Белоглинский овраг, и Царицынская улица, и, конечно же, Липки... Есть даже очень интересные истории, которые можно читать с эстрады старшим школьникам с музыкальным сопровождением. И все это достаточно топорно связано единой сюжетной линией, которая объясняет читателю, что всё это написал совсем даже не Егор фон Фарбен, и никакой не Игорь Давыдович Фарбаржевич, а никому не известный писатель Николай Эльпидифоров, полтора века назад живший в нашем городе. И по этому поводу во вступлении Егор пеняет О.П. (то есть, Олегу Павловичу, то есть Табакову), который по телевидению якобы заявил, что в Саратове не рождаются крупные писатели. Нет, гневно заявляет фон Фарбен, «был в городе С. крупный писатель» - этот самый Эльпидифоров! Позвольте, а куда же девали Николая Гавриловича? А Слаповского за что обидели и Льва Гурского заодно? Глейзера, в конце концов!

...Я для чего всё это написал, да еще и в газету пытаюсь тиснуть? Любопытство меня разбирает: кто же это в нашем городе такими вещами занимается? Мало того, что на стыке национальных традиций работает, так еще и еврейскую фамилию немецким псевдонимом заменяет. И потом, - надо же разобраться, в конце концов, что это за организация такая: «Международная Ассоциация Мистических Явлений»?! Может, поможет кто, расшифрует? Интересно же! А может, сам сознается?

Анатолий Катц, Саратов,
газета "Версия", 27.03.2009


Об авторе

Егорий фон Фарбен родился в 1946 году в Москве, в Серебряном Бору, в семье обрусевшего немца. Закончив школу, вместе с родителями переезжает в Германию, на родину предков. После получения диплома филологического факультета, посвящает свою жизнь исследованию русско-немецкой мистической литературы. Автор более сотен статей и десятка книг о мистицизме. Почётный член нескольких университетов Европы и Америки, профессор, консультант многих известных «мистических» фильмов в Голливуде.
По оценкам Европейского фонда мистических исследований, Егорий фон Фарбен "...является лучшим продолжателем творческого направления В.Ф.Одоевского и Э.Т.А.Гофмана».


Версия для печати
© 2009 Арт Хаус Медиа