Разделы
Главная
  128Книги
Авторы
Оплата и доставка
Партнеры
Анонсы
События
Архив
Прайс-лист
Корзина
Контакты
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Валюта
Выберите тип валюты:
Александр Шишкин

ЛИЧНОСТЬ АВТОРА КАК КОММЕНТАРИЙ К ВЕЧНОМУ

предисловие к книге "Стихи на заданную тему", М., "Арт Хаус медиа", 2009

Мне лично не известны сегодняшние поэтические школы. Может быть, их больше нет. Но, скорее всего, они есть. И наверняка, Александр Шишкин не принадлежит ни к одной из них. Он пишет уже давно, и теперь он поэт сам по себе. Сам по себе выкраивает он и свой поэтический мир. Ему мало интересны – это  тоже давно – как батманы классического стихосложения, так и алгебраический анализ постмодернизма. Украшения тела текста ему совершенно безразличны. Потому что – цитата из автора:- «Божий промысел больше похож на умысел»…  Божий умысел и является теперь конечной целью, последней мишенью для Шишкина. В этом смысле он безусловный и даже бескомпромиссный ортодокс.

На фоне постмодерновых руин Александр Шишкин сегодня смотрится свежо. И даже со временем всё свежее и свежее. Среди гнилых яблок из крашеного воска и стилизованного мата, его стихи выигрывают натуральностью материала и естественностью интонации. Взяв однажды лирическую ноту, он остаётся ей верен и, похоже, сегодня начинает собирать урожай  верности.

Не ищите у него завораживающей интонации психоделической образности, ритмических экспериментов. Этого нет. Как нет и мрачных закоулков «внутреннего мира автора», возлюбленных, опостылевших и теперь снова возлюбленных нашему ненасытному взгляду. Ко всему этому Александр Шишкин глубоко и искренне равнодушен. В этом отношении он, скорее, наследник-продолжатель традиции времён, когда непросвещенное человечество еще не ведало своего скорого позорного триумфа. И простодушно проживало в отеческих пределах сотворенного мира.

Стоит зима. Наверно, Рождество.

Корова в стойле, птица на свинье…

 

(…у Бродского здесь была бы метафора или слом, что-то, что заставило внимание запнуться, задеть плечом за не до конца открытую дверь. Шишкин просто спокойно идёт дальше.)

 

На крышах снег, и снег по всей стране —

Из прошлого не вспомнить ничего.

Все движется как будто бы во сне:

На мельницу плетется мул с мешком,

Девчонка дует в руки под платком,

Мальчишка мочится на снег.

У дома бочки в инее стоят,

Дым вылетает сотни лет подряд,

 

(…опять, можно, кажется, подхватить эту эпическую мелодию, добавить пафоса и риска. Но нет, он не станет этого делать…)

 

Поет над очагом труба,

Мужчина нюхает табак,

Не глядя, женщина прядет

И Судный день уже грядет.

 

…Он совершенно не старался тебя удивлять…

Хотя этот мир  и привлекателен, и радостен, и населен ангелами в той же естественной мере, как и мальчиками на велосипедах.  Присутствие горнего мира в дольнем и таинственно и обыденно – но  автор сам не особенно удивлён:

Подниматься на свет,

И дышать, и дышать,

Гладить лица руками

И от счастья дрожать,

Удивляться и плакать,

Трогать голос как нить:

– Мама! Где та рубаха,

В чем родился я жить?

Ад уже за плечами –

Здесь, теперь, навсегда

В пустыре с пацанами

Мяч кружить не беда,

Голубиную стаю

Свистом в небе гонять…

Что о жизни я знаю,

Если вновь умирать?

Стихосложение для Александра Шишкина – меньше всего способ самовыражения. Это больше метод и инструмент . Объектом исследования, что сегодня редкость, является не своя собственная личность, не автор в метафизическом или мистическом пейзаже, сколько сам пейзаж - бытие и небытие, мир горний и врезавшийся в него мир дольний во всем своем многообразии. И личность автора здесь – скорее иллюстрация к тексту, почти всегда откровенная. Он не ищет своего отражения в зеркале вечного, но использует себя как приманку для уловления и отражения оного.

Отношения же автора-персонажа с высшими сферами и трогательны, и яростны, и настойчивы до дерзости:

Но мы бунтуем в этой власти,

Как Яков держим за запястья

Посланца вечности…

Правда, ловишь себя на странной мысли, что само мышление поэта – не поэтическое, а мышление вообще, неожиданно напоминает мышление человека средневекового – он как будто рассуждает не совсем свободно. Он думает не образами, а структурами, которые ещё недавно были догмами. Но сейчас они уже не догмы, а Ренессанс, когда одним порывом всё выровнялось и смешалось, ещё не наступил. Вдохновение, где-то рядом… вернее так – окно распахнуто, но уличный воздух ещё там, за окном. Тут нет никакой драмы – ещё мгновение и  все законы встанут на свои места. Томительности, истомы вот-вот грядущего перехода, расставания навсегда или окончательного слияния, много в стихах Шишкина.

И религиозность Шишкина очень похожа на религиозность средневековую – она лишена сомнения, но не лишена драмы взаимоотношений. Он не дерзнёт бросить вызов, но и не припадёт к стопам Создателя в последнем отчаянии. По сегодняшней мерке, он рассуждает целомудренно. Говоря о вещах, имеющих происхождение высокое, он старается быть корректным и сдержанным. Так его рассуждения об ангелах, блуждающих по земле, почтительны и ни в какой степени не обидны ни той, ни другой стороне.

Сколь мы тварны, столь мы и словесны,

И под Господом, да без места

В саде Божием…

Всегда так кажется, что ещё один удар, ещё немного – и поэзии удастся пробить скорлупу, отделяющую искусство от реального духовного мира. Александр Шишкин, точно так же как и никто из пишущих, не виноват, что это просто невозможно.

 

Священник Александр Волохов


Книги и основные публикации Александра Шишкина:

"Crpus Animae", М.,"СоюзДизайн», 2003

"Стихи на заданную тему", М.,"Арт Хаус медиа", 2009

журнал "Комментарии", М.-СПб, №26, 2006,

поэма "Стоптанные камни", перевод с английского А. Шишкина

альманах "Орфей", М., № 3, 2007, стихи из "Crpus Animae"

журнал "Дружба народов", М. №8, 2008, стихи. http://magazines.russ.ru/druzhba/2008/8/sh6.html

 

 Александр Шишкин на сайте Литафиша.ру  http://www.litafisha.ru/authors/?id=556

 
 

Версия для печати
© 2009 Арт Хаус Медиа